Кризис в общественно-политической системе Московской области прогнозируется в 2013-2015 году

18.02.2013 15:02

 

    В Московской области наблюдается повышенный интерес к прогнозированию и развитию политической ситуации на сентябрьских выборах. Прошедшие три недели после послания и.о. губернатора А.Воробьёва можно определить как нарастанием признаков неуправляемости всей общественно-политической системы в регионе. Слабые инициативы развития Подмосковья не «подхватили» для реализации  даже министры Правительства Московской области, а главы районов и городов в основном слили эту задачу на районные и городские СМИ, которые отделались рядовыми информационными сводками. Эффектного старта избирательной кампании губернаторских выборов практически не получилось. Ранее созданные механизмы политической управляемости в регионе умело выводятся из-под контроля власти старыми политическими игроками, которые создают все условия для конъюнктурной и декоративной демократии в муниципальных органах власти.

    Репрессивно–авторитарные меры со стороны С.Шойгу по отношению к ряду глав прошли как испуг, а ситуация с отставкой главы города Жуковского и участие в ней А.Воробьёва показали правящей элите, что необходимо иметь собственные механизмы защиты от губернатора и правительства области. Сегодня на муниципальном уровне многие главы муниципалитетов, контролируют или умеют договариваться со своими Советами депутатов, поэтому уже в нескольких зак. собраниях подготовлены проекты законов о том, что «правовое» недоверие главе муниципалитета со стороны губернатора должно быть представлено Совету депутатов, и только после голосования народных избранников оно будет иметь юридическую силу. Нужно отметить, что данная  норма не противоречит федеральному законодательству, а при её превентивном применении гарантирует главам эффективную защиту.

    Неблагоприятная экономическая, социальная ситуация, постоянный провал миграционной политики в Московской области обещают властям проблемы на предстоящих в сентябре выборах 90 глав муниципальных образований и более 1500 депутатов. Нужно отметить, что  сегментированность элит для решения этих задач началась ещё до прихода А.Воробьева, а действия его команды больше вносят неразберихи, чем вынуждают представителей власти и бизнеса создавать собственные общественно-политические конструкции в муниципалитетах для решения своих вопросов.

    Ещё в начале 2012 года ряд «умных голов» активно подключились к реформированию выборного законодательства в Московской области.  Практически все районы, города и сельские поселения оперативно изменили свои выборные законы, перейдя от пропорциональной к мажоритарной системе выборов советов депутатов. Аналитические записки того времени гарантировали, что партии «Единая Россия» удастся оставить за собой контроль над всеми советами депутатов и полностью контролировать ситуацию. Через год ситуация резко изменилось, возникло несколько серьезных проблем, которые могут кардинально влиять на итоги выборов, а главное, на состав совета депутатов в каждом муниципальном образовании.

1. Контроль за выдвижением со стороны региональных отделений всех политический партий будет резко снижен. Фактически за 30 дней нужно не только выдвинуть до 100 кандидатов на должности глав муниципалитетов, но и оформить 1500-1800 кандидатов в депутаты по одномандатным округам.

2. Новая серьёзная проблема - это финансирование кандидатов в депутаты по одномандатным округам. Финансовая поддержка кандидатов одномандатников  партией будет дорогостоящим проектом, который можно сегодня оценить для «Единой России» до 1,5 миллиардов рублей. Можно предположить, что часть денег будет просто растащена мелкими пиар – группами, а обиды кандидатов одномандатников, особенно в сельских округах, будут расти в период избирательной кампании в геометрической прогрессии.

3. При неполучении финансовой поддержки от партии кандидат в депутаты становится обладателем уникального «голоса и права депутата», когда он сам принимает решение как ему голосовать.

4. Не менее интересна и уникальна ситуация с партийной принадлежностью будущего депутата, когда ему законодательно позволяется выходить из партии, оставаясь с депутатским мандатом.

5. Отсутствие партийного списка фактически освобождает глав муниципалитетов от тяжёлой повинности выполнять процентную разнарядку партии «Единая Россия», к этому они стремились долгие годы. Сейчас они попали в уникальную политическую ситуацию, когда сами будут влиять на муниципалитет и могут организовать собственную игру в  каждом одномандатном округе.

6. Отсутствие списков по пропорциональной системе выборов создаёт ещё одну проблему, когда при выбывании депутата постоянно придётся проводить дополнительные (повторные) выборы в одномандатных округах. При наличии более пяти тысяч выборных должностей можно предположить, что довыборы ежегодно будут проходить почти в  100 муниципалитетах, избирательные комиссии будут в них работать 2,5-4 месяца, а дополнительные бюджетные затраты составят не менее 700-800 миллионов рублей ежегодно.

     Сегодня, ещё на старте избирательной кампании сентябрьских выборов в Московской области, можно сделать и предварительные выводы.

1. Система регионального и муниципального управления в регионе входит в стадию постоянного ручного управления, что потребует создания новых механизмов и принципов управления в регионе. 

2. Эффективность работы системы советов народных депутатов муниципалитетов будет постоянно снижаться и к 2015 станет низко управляемой, коррупциогенность их законодательной деятельности резко возрастёт и потребует реформирования через укрупнение муниципальных образований и возвращение к пропорциональной системе выборов.

3. Дороговизна избирательных кампаний одномандатников фактически закрывает доступ к общественной власти учителей, врачей,  представителей науки и культуры, пенсионеров и студентов. Однако создаётся уникальные условия для проведения в общественную власть представителей бизнеса,  лоббистов бензиновых, газовых, строительных корпораций.

4. Можно спрогнозировать, что главы муниципалитетов, советы  народных депутатов в Московской области с конца 2013 года начнут выходить из-под контроля партии «Единая Россия» и контролироваться федеральными и региональными элитами.

5.  В советах народных депутатах появятся новые общественные формы нефракционного объединения, а объединения по принципу элитных или финансовых интересов. Созданная новая форма объединения советов депутатов и будет контролироваться теми «умными головами», которые в результате пассивного реформирования выборного законодательства в Московской области возьмут контроль над  общественно-политичекой жизнью и финансами в регионе. 

     Становится очевидным, что районная и городская власть может резко сократить, а в отдельных районах - полностью уйти от фальсификации выборов. Жёсткость федеральной власти в борьбе с коррупцией и за  легитимность результатов выборов ставит их перед выбором: при политическом разоблачении от оппозиции потерять всё или организовать честный подсчёт итогов голосования решая свои вопросы на местах. По всей вероятности, новое законодательство муниципалитета изменит их подход к выборам, но есть и другие мотивы.

    Популярность «Единой России реально падает, процесс её замены на политическом олимпе давно готовится новой структурой поддержки власти - Народным фронтом. Опасна становится и команда и.о. губернатора А.Воробьёва, которая при фактическом отсутствии рычагов управления и контроля над финансовыми потоками в регионе обладает реальной властью на региональном уровне. По  моему мнению, вся политическая кампания в сентябре 2013 года губернатора Московской области не будет единой, а будет фрагментально активной в зависимости от  выборов глав и  советов депутатов в каждом муниципалитете.

Анатолий Акулов

Опрос

Сердюков и Васильева за воровство в армии должны быть привлечены к уголовной ответственности!

Я считаю что они должны быть превлечены к уголовной отвественности (855)
85%

Я считаю только Васильева (86)
9%

Я против привлечения их к ответственности (61)
6%

Общее количество голосов: 1002