Губернаторские выборы и элита в Московской области

29.01.2013 19:27

 

29 января 2013 года состоялось обращение и.о. губернатора Московской области А.Воробьёва «Наше Подмосковье. Приоритеты развития на 2013-2015 годы», но собрав региональную элиту, он не смог убедить её, что он будет лидером в регионе долгие годы.

 Жители Московской области в отличие от «москвичей» сегодня не имеют даже общего регионального названия как куряне, тамбовчане или  дагестанцы и чеченцы. Население области сильно дифференцировано по районным центрам, их удалённости от Москвы и экономическому развитию территорий, что характеризуется разнообразностью интересов и запросов людей. Техническая столица области, г. Красногорск, не играет никакой роли по сравнению с Москвой или другим региональным центром, а больше раздражает жителей двух регионов вечными транспортными пробками на МКАД в районе проблемного города. Разбросанность органов управления Подмосковья в пределах другого субъекта – города Москвы и во многих городах Московской области свидетельствует о низкой степени управляемости регионом.

Уникальность формирования подмосковной элиты заключается в её фрагментации по районам и крупным городам, а также влиянием экономических элит Москвы, которые вывели свой бизнес в подмосковный регион и успешно контролируют на территории области федеральные органы ОПК, «Роснефть», «Газпром», «Роскосмос», объединённые энергосистемы Центра и обслуживает потребителей Москвы и Московской области и многое другое.  Де-факто Московская область является политической конфедерацией различных интересов, а не единым регионом - с сильным губернатором или правительством области. Если в этом регионе у  федерального игрока или международного и российского бизнеса были интересы, то они всегда решались через влияние Москвы, от назначения глав районов, городов и собраний депутатов.

Подмосковная элита представлена руководителями структур областного масштаба (к примеру – «Мособлгаза», «Мосавтодора», ряда дорожно-транспортных компаний), которые в любом случае должны будут потерять часть своего влияния и даже бизнеса, который  у них заберёт новая команда. В системе полицейского, прокурорского, судебного контроля произойдут значительные кадровые изменения и ослабление «полицейских» и «прокурорских» кланов можно прогнозировать на февраль-март 2013 года.

Для элиты  «команды Громова» наступают «чёрные дни». Многих глав районов и чиновников областной администрации ждёт одна и та же история: или отставка по собственному желанию или коррупционные разоблачения о причастности к масштабным земельным махинациям.

Отличительной особенностью Подмосковья является значительный уровень влияния организованной преступности, которые доказали свою универсальную возможность организовать «конструктивное» взаимодействие с прокуратурой и полицией в регионе. Пока ещё многие руководители области и не поняли, что преступный мир стал универсальным контролёром нелегальной миграции в регионе. Сегодня проблемы с оргпреступностью отмечаются в Пушкинском, Солнцевском, Люберецком, Сергиево-Посадском, Подольском, Раменском, Дмитровском районах, а также в городах Реутов, Долгопрудный, Королев и Химки.

Административная элита в районах и городах за десять лет «громовского контроля» стала достаточно независимой, самостоятельной, с большими связями в Москве и приличными деньгами за границей.  Сегодня в области действуют несколько автономных политических центров, которые готовы защищать свои интересы  с политическим оружием в руках – это  города Клин, Химки, Мытищи, Пушкино, Воскресенск, Видное, Подольск и ряд других. Ситуация в этих городах является политически нестабильной и может измениться за несколько дней до непредсказуемой. В г.Химки  выборы из обычного локального события превратились в небольшую федеральную битву, где даже С.Шойгу превратился в просто наблюдателя, а часть выборной работы полностью перешла в федеральный центр «Единой России». В городе Пушкино, а ранее Щёлково произошел раскол властной элиты, в том числе внутри партии «Единая Россия», приведший к сложнейшей электоральной неуправляемой ситуации. В итоге скандальной кампании победу одержал независимый кандидат, поддержанный частью городской и районной элиты. Сегодня эти события повторяются на выборах главы Павлово-Посадского района (3 марта 2013 г.), когда правящая партия устраивает «личные сражения» за власть.  Скандал властного регионального центра и региональных элит по типу  выборов в Ярославле может произойти в не менее чем в 10-15  местных центрах  Московской области. Планируется, что 8 сентября 2013 года выборы глав муниципальных образований Московской области пройдут в 91 районе, городе или поселении. Даже по предварительным выборам, которые пройдут в марте в Павлово-Посадском районе, с.п. Клементьевское, Софьинское, Довыдовское на каждую выборную должность выдвинуто 10-20 кандидатов. Выборы депутатов  в Советы депутатов муниципальных образований при общем количестве более 1.500 депутатских мандатов будут менее агрессивными, но в отдельных районах Волоколамском, Дмитровском, Ленинском, Наро-Фоминском, Ногинском, Рузском, Серпуховском, Шатурском одновременно могут принять участие более 20 политических партий и выставить до 500 кандидатов в депутаты. В управлении этими политическими силами будут заинтересованы не только региональные власти, но и местные элиты, которые должны будут взять под свой контроль не только административную власть, но и финансовые ресурсы.

В силу данных особенностей Подмосковья результаты губернаторских выборов в первую очередь будут зависеть не от региональных программ и общественных проектов, их общественного обсуждения и всенародного одобрения, сколько суммой интересов разноплановых федеральных, региональных и местных и общественно-политических элит.

Нужно отметить, что общественно-политическая обстановка на выборах губернатора Подмосковья будет меняться не только от выбранной стратегии, на неё будут активно влиять более 200 избирательных компаний по всему региону. Оставить без внимания достаточно большую оппозицию это нереальная роскошь для таких выборов. При явном конкуренте, который может быть выставлен от КПРФ, эта партия может реализовать политический мобилизационный проект по объединению всего протестного электората в регионе, при этом каждый политический игрок может быть заинтересован индивидуальными решениями в интересах своей партии.

Делать оценки в отношении финансовых элит в Подмосковье сегодня не целесообразно т.к. финансовые интересы их не замыкаются в этом регионе и ориентируются больше на федеральный центр. Поступающая информация свидетельствует, что ряд местных отделений правящей партии уже более полугода испытывают серьёзные финансовые трудности, а развёртывание полномасштабной избирательной компании без финансового ресурса ещё одна очень сложная задача.

Итоги рождественских праздников и  официально опубликованные данные о том, что за праздники храмы и церкви РПЦ посетило чуть более 1,6 % россиян, по-своему интересны. Эти результаты свидетельствуют не только о низком влиянии религиозных организаций на будущий выборных процесс, но и реальную усталость государства от решения проблем церкви, которые не имеют, никакого отношения к государственному строительству и реальному управлению массами. Однако, учитывать религиозную составляющую в регионе придётся. В области более 10-12 % жителей являются исламистами, это хорошо организованные избиратели, способные объединиться на выборах не по месту жительства и экономическим или социальным соображениям, а поддержать кандидата, который как  С.Собянин пообещает построить исламские мечети в г.Москве и реально выделил большие деньги.

Если вернуться к программным обещаниям, что 19 министерств региона и другие органы будут перемещаться в г. Красногорск, то  А.Воробьёв  вызвал просто технический нокаут в зале, а уточнив, что он будет сокращать ещё более 1.100 должностей в правительственных органах Московской области практически добил всех присутствующих.  Многие, выходя из зала, понимали, что теперь надо не экономикой и социалкой заниматься в регионе, а подумать о своём бедующем.

  Многообразие элиты в регионе, федеральных, региональных и общественно-политических интересов, отсутствие единого центра принятия политических решений,  ставят перед А.Воробьевым сложную задачу – сформировать общественное мнение до начала  реальных выборов, что именно он должен стать  губернатором Московской области, на выборах эту задачу решать  будет уже поздно.

Сегодня представляя программу развития Московской области на 2013-2015 год  и.о. губернатора  А.Воробьёв получил отрицательный результат!

 

А.Акулов

Опрос

Сердюков и Васильева за воровство в армии должны быть привлечены к уголовной ответственности!

Я считаю что они должны быть превлечены к уголовной отвественности (811)
91%

Я считаю только Васильева (59)
7%

Я против привлечения их к ответственности (26)
3%

Общее количество голосов: 896